Текст David Hartlage от April 23, 2019

В последнее время я немало участвовал в играх по Dungeons & Dragons высокого уровня, где было достаточно применений заклинания Invisibility (далее – «невидимость»). Этого оказалось достаточно, чтобы заставить меня изучить механизм его работы в игре. Несмотря на все годы моей игры в D&D (или же, возможно, как раз из-за них), невидимость в пятой редакции обманывает мои ожидания. И поскольку я, похоже, не одинок, я решил написать небольшое руководство по этому вопросу. В самом конце вас ожидает небольшая головоломка, в которой невидимость и заклинание Mind Blank сталкиваются с заклятием True Seeing.

D&D предполагает, что существа могут видеть местонахождение невидимых существ

О том, что случается, когда существо становится невидимым, в Player’s Handbook написано следующее: «Местонахождение существа может быть обнаружено по любому сделанному им звуку или же оставленному им следу». Это выглядит очевидным, но дизайнеры игры предполагают более широкую трактовку. В Sage Advice главный дизайнер D&D Джереми Кроуфордпредлагает идею, что существа всегда могут найти невидимок, основываясь на звуках и любых других признаках. Такие знаки, как отпечатки ног на влажном камне, скрип напольных досох, шуршание ковров, резкий звук натянутой тетивы или же тихий лязг доставаемого меча, могут спокойно выдать невидимое существо. Конкретные улики его местонахождения зачастую неважны, но, если невидимка не попробует быть скрытным, что-то всегда указывает на его местонахождение. Когда мы мечтаем о том, чтобы стать невидимыми, мы предполагаем, что сможем бродить везде незамеченными, но игровые предположения гораздо лучше соотносятся с реальностью, нежели наши мечты. Даже с закрытыми глазами, вы почти всегда сможете отследить передвижения чего-либо поблизости от себя.

Чтобы избежать обнаружения себя во время невидимости, вам придется быть скрытным. Вне боя это означает проверку Ловкости (Скрытности). В бою же это значит, что вам нужно использовать действие Спрятаться.

Необходимость скрытности для того, чтобы избегнуть обнаружения другими существами, полезна для игры по двум причинам:

-Невидимость помогает персонажам, но им все равно нужен либо талант, либо навык, что избежать обнаружения. Другими словами, невидимость могла бы стать всего лишь лучшей заменой навыка скрытности.

-Невидимых противников чуть проще найти на поле боя, что делает сражением с ними менее раздражающим.

В конце концов, Мастер Подземелий решает, когда и почему он хочет применить положение о том, что существа в целом знают расположение своих невидимых врагов.

ДМ может решить, что звуки и прочие средства отвлечения могут позволить персонажам пройти незамеченными без скрытности. Сам Джереми Кроуфорд дает нам пример невидимого волшебницей, что даже не старается скрыться от орков. «ДМ может решить, что из-за того, что им в лицо орет варвар, а плут поджег расположенные рядом пороховые бочки, и они даже взорвались, то орки не слишком внимательно следили за волшебницей, и поэтому не знают, где она находится».

Чтобы не быть обнаруженным, существо должно спрятаться

Если существа замечают, где находятся невидимки, то в чем тогда польза невидимости? Однако обычно, чтобы спрятаться, вам нужно скрыться от чужих глаз. Невидимость позволяет вам делать это где угодно.

Прячась, вы не даете другим услышать вас или еще как-либо определить ваше местонахождение. «Если вы бегаете по округе, размахивая своим мечом в горячке боя, ну или кричите своим друзьям, вы определенно не прячетесь,» — говорит Джереми, — «Существа вас не видят, но можно с уверенностью сказать, что они вас слышат».

Когда вы используете действие Спрятаться, вы делаете проверку Ловкости (Скрытности), чтобы определить его успешность. Если результат превосходит значение пассивного восприятия тех, кто может заметить вас, вы становитесь спрятанным по отношению к ним. Если же что-то налагает помеху на пассивное восприятие, то его значение становится ниже на 5.

Тот, чье пассивное восприятие слишком низко для обнаружения спрятавшихся существ, может искать их активно, потратив действие. Оно позволяет ему сделать проверку Мудрости (Восприятия), чтобы превзойти сделанную ранее проверку Ловкости (Скрытности), и найти спрятавшееся существо.

Как только вы сделали свою проверку, вы можете передвигаться без необходимости повторной проверки или траты дополнительного действия на то, чтобы спрятаться. Ваша проверка скрытности продолжает действовать. Тем самым, дизайн нацелен на то, чтобы избежать замедления игры постоянным повторными проверками.

Очевидно, что любые другие действия могут помочь обнаружить вас. Атака раскрывает ваше местонахождение. «Если вы спрятаны, и вас не видят, и не слышат, то, сделав атаку, вы раскрываете свое местонахождение вне зависимости от того, попали вы или же промахнулись». Текст этого правила также сообщает нам о том, что несмотря на то, что атака обнаруживает вас вне зависимости от попадания, вы получаете на нее преимущество. Заклинание невидимости имеет чуть менее конкретный текст, однако его эффект длится ровно до тех пор, пока вы не совершите атаку, попали вы или нет. Джереми указывает на то, что заклинание «не предсказывает то, чем вы собираетесь заняться».

Невидимость помогает как атаковать, так и защищаться

Вы можете атаковать одновременно спрятавшегося и невидимого врага, если попробуете угадать его местонахождение. «Если цель не находится там, куда вы нацелились, вы автоматически промахиваетесь, но обычно ДМ скажет вам, что вы просто промахнулись, а не то, что вы неверно угадали местоположение вашей цели».

Даже если существа обычно могут понять, где находятся другие существа поблизости от них, невидимость предоставляет весьма значительные преимущества. «Броски атаки против существа совершаются с помехой, а его броски атаки – с преимуществом».

Поскольку преимущество и помеха взаимно нивелируют друг друга, то в случае с двумя невидимыми существами, они атакуют друг друга совершенно нормально, не имея ни преимущества, ни помехи. Невидимые существа не так уж и часто этим занимаются, но эффективно ослепленные, например, тьмой или туманом, зачастую вынуждены это делать, так что взаимная компенсация преимущества и помехи позволяет делать нормальные ки атаки в том числе и им.

Невидимость не позволяет нацелить на вас многие заклинания

Главное преимущество невидимости исходит от того, что многие заклинания, начиная от Acid Splash, и заканчивая True Polymorph, могут быть нацелены лишь на того, кого видит заклинатель. Невидимое существо защищено от этих воздействия этих заклятий. Плюс, невидимый заклинатель спасен от Counterspell. Это заклинание произносится в качестве реакции, «которую вы можете применить, когда вы видите, как существо в радиусе 60 футов от вас творит заклинание».

Это сразу делает Greater Invisibility сильнейшим защитным инструментом для любых творцов заклинаний.

Однако порой, став невидимым, вы мешаете союзникам. Например, другое заклинание, Spirit Guardians, содержит такие строки: «Когда вы творите это заклинание, вы можете исключить любое количество видимых для вас существ из числа целей». Так что, когда клирики творят Spirit Guardians, они не могут исключить из сферы его вредоносного воздействия невидимых союзников. Точно также работает Sculpt Spell, способность волшебника специализации Evoker, которая требует, чтоб он видел союзников для исключения их из зоны действия своих заклинаний, так что невидимый плут сразу получает больше шансов похвастаться своей способностью уклонения.

Невидимость против True Seeing и Mind Blank

True seeing – это заклинание школы прорицания, что дарует Истинное Зрение, а это как раз способность, позволяющая видеть невидимое. Mind Blank же делает свою цель невосприимчивой к заклинаниям школы прорицания. Тогда может ли кто-то под действием True Seeing увидеть невидимое существо, находящееся в свою очередь под воздействием Mind Blank? Вы можете поспорить, что заклинание школы прорицания в данном случае воздействует лишь на того, кто получил Истинное Зрение, и его новоприобретенное восприятие не может быть ослеплено невосприимчивостью существа к магии прорицания. Или же Mind Blank каким-то образом затуманивает взор тех, кто пытается воспользоваться заклинаниями этой школы? Может быть, у вас есть свой ответ.

В своем твиттере Джереми пишет о том, что True Seeing не позволяет увидеть невидимых существ под воздействием Mind Blank. Однако на вашей игре вы – Мастер Подземелий. И именно ваши ответы верны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *