D&D Adventurers League на русском языке

Делайте интересных NPC или живите дальше в проклятом мире, который создали | 1

NPC — Неигровой персонаж (от англ. Non-Player Character) — персонаж в ролевых играх, которым управляет не игрок, а мастер. Ни для кого не секрет, что живые персонажи могут сделать лучше любую игру, а вот бездушные марионетки чаще всего вызывают в лучшем случае иронию, а в худшем — агрессию игроков. И, если в электронных играх разработчики частенько запрещают убивать этих персонажей, то в ролевых такое не принято.

В эту статью я собрал нехитрые, но действенные способы по созданию, отыгрышу и взаимодействию неигровых персонажей с окружающим миром и героями приключения. Таких приёмов довольно много, но это не значит, что нужно использовать все каждый раз. Перед вами ящик с инструментами, для каждого конкретного случая можно и нужно использовать разный набор приёмов. Надеюсь, он позволит вашим NPC-ам вздохнуть полной грудью (и наконец начать жить собственной жизнью), а вам с гордым видом услышать лестные отзывы о них от игроков.

К написанию этого материала меня подтолкнул вопрос от подписчика. В большей мере он относился к «проходным» персонажам, которые появляются «в эфире» совсем ненадолго, но тоже требуют внимания мастера. Что же делать в такой ситуации? Ответ на этот вопрос в конце статьи.

Классный вопрос, но статья получилось совсем о другом

Чем вдохновиться

Прекрасной базой для создания живых NPC будет просмотр фильмов и чтение книг с оговоркой, что вы не просто наслаждаетесь творчеством, но и анализируете поведение всех героев. Если у вас есть возможность и желание поиграть у хороших мастеров — ещё лучше. Воруйте прикольные приёмы, подмечайте ошибки, чтобы не повторять их в своих играх.

Кладезем вдохновения являются компьютерные игры (в частности RPG). Так уж получилось, что геймплей электронных игр шагнул далеко вперёд, в их создании участвуют гениальные сценаристы и замечательные нарративщики, которые выдают таких шедевральных неписей, что их обсуждение среди фанатов не стихают годами. Эта же отрасль кишит скучными, клишированными персонажами, которых при встрече хочется убить и сжечь (но иногда это невозможно). Такие картонные герои быстро научат вас, как делать не надо. В общем-то, не так давно я пришёл к выводу, что не следить за развитием компьютерных игр для хорошего мастера НРИ — почти непозволительная роскошь. Теперь заставляю себя играть время от времени.

Всё, что нужно вашему неигровому персонажу

Глубина проработки NPC напрямую зависит от его роли в вашей истории. Чем важнее персонаж для сюжета, тем больше внимания он заслуживает и тем тщательнее должна быть его проработка. Это правило действует и в обратную сторону. Не стоит тратить время в пустую, подробно прописывая случайного незнакомца, который нужен лишь для того, чтобы показать героям дорогу до города. Конечно, не следует исключать, что игроки заходят познакомиться с последним подробнее, а прописанного непися просто проигнорируют. В этом случае, всё будет зависить от вашего мастерства, а также умения импровизировать и быстро находить выход из неожиданной ситуации. Но это уже тема для отдельной статьи.

Инструменты для создания интересного NPC

1 — NPC-ы живут для себя, а не для героев

Первый совет, чтобы оживить ваших персонажей. Держите у себя в голове, что у каждого NPC есть своя жизнь и свои проблемы. Их существование не вращается вокруг героев, поэтому когда игроки появляются на горизонте, они застают непися в определённой точке его жизненного пути. Он не стоит на обочине дороги и не ждёт, где там наши великие герои; зато его можно застать за привычной работой (кидает навоз), любимым делом (вычесывает свою лошадь) или в другой жизненной ситуации (сидит на пепелище сгоревшего дома, погружая пальцы в золу и вздрагивает от рыданий). Исключение представляют лишь те персонажи, которые намеренно искали героев ради каких-то своих собственных целей. Но и те, и другие в конечном итоге преследуют свои интересы и рассчитывают улучшить свою жизнь, а не помереть в мучениях или разориться после встречи с приключенцами.

Потенциальные вопросы мастеру:

— Как он здесь оказался?

— Что он делает?

— Какие интересы он преследует?

2 — Когда-то и я был искателем приключений

Это, наверное, самый очевидный инструмент для работы над любым персонажем. Речь идёт о базовой легенде (истории, биографии, квенте). Её длина зависит от ваших планов на персонажа, а также потенциальной заинтересованности игроков. Самое сложное для мастера — правильно расставить акценты и прописать самое необходимое, не растекаясь мыслью по древу. Вот пара идей акцентов в легенде для NPC (я советую выбрать из них 1-2, не более): Происхождение и биография; Жизненные ценности; Характер; Сильные и слабые стороны; Отношения с окружающими; Привычки; Личные цели; Фальшивая биография. Ниже вы можете видеть пример фальшивой биографии персонажа — это то, что NPC рассказывала главным героям. Её настоящая биография типична и не представляет ценности, т.к. в игре о ней всё равно никто не узнает. Персонаж сконцентрирован на лжи, поэтому такой акцент и делается в легенде (кстати, всё прокатило, предательство удалось).

Потенциальные вопросы мастеру:

— Что самое важное в его истории?

— Что сделало его тем, кто он есть?

— Какой жизненный опыт он имеет?

3 — Встречают по одёжке

Иначе говоря, внешний вид. Главная функция этого инструмента — раскрыть (или дать ложное представление) персонажа через его внешний облик. В самом деле, это один из важнейших инструментов. Почти всегда первый вопрос игроков по отношению к NPC: «А как он выглядит?». Они не ждут от него задушевного рассказа о жизни, они хотят посмотреть и сделать вывод насчёт того, кто перед ними. Что ещё важно? С помощью этого инструмента вы можете фокусировать внимание игроков на персонаже или наоборот сбивать его. Например, вы говорите: «Перед вами старик в соломенной шляпе, который загоняет поросят в загон, он босой, его штаны заляпаны грязью, от него дурно пахнет». Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы игроки махнули рукой и сказали: «Ничего особо интересного». Вы можете использовать это, если хотите. Фокус внимания делается с помощью яркой или необычной, нехарактерной детали: «Перед вами старик в соломенной шляпе, который загоняет поросят в загон, он босой, и, несмотря на то, что вокруг грязь и вонь, его штаны и рубаха выглядят почти идеально чистыми, как и он сам». Это вызывает вопросы. А вопросы — это интерес. Если игрокам интересно, то они обратят внимание на вашего персонажа и, вероятно, заговорят с ним.

Потенциальные вопросы мастеру:

— Как он выглядит?

— Можно ли по его виду понять, кто он?

— Что скрывается за его внешними особенностями?

4 — На кармане в натуре голяк

Голос, лексикон и манера речи — важные характеристики персонажа. Многие мастера не используют этот инструмент, и очень зря. Не стоит бояться пробовать изменять голос и играть с жаргоном — никто не требует от вас профессиональной актерской игры. Поверьте, игрокам всё равно понравится. Со временем вы начнёте замечать, что получается всё лучше и лучше. А если потренируетесь перед игрой, — успех вам гарантирован. Ваша партия ещё надолго запомнит NPC с необычным голосом или манерой речи. Дополнительно почитать об особенностях голоса можно здесь. В целом же, функция этого инструмента перекликается с предыдущим. Когда мы говорим по телефону с незнакомым человеком, мы не видим его, но рисуем в голове его образ в зависимости от того, как он говорит.

— Алло, слышь, когда долг отдашь!? Достал в натуре уже, скоро к те с паханом придём! — раздаётся из трубки грубый голос какого-нибудь коллектора или вышибалы (представили себе этакого туповатого верзилу?)

— З-здравствуйте… эм… босс, да в-вот как дело-то обстоит… Всё п-пошло немножечко не так, как вы хотели… чуточку совсем не так. Ушли они от нас, сбежали, но мы всё-всё исправим, я в-вас уверяю, — заискивающий голосок какого-нибудь прихвостня крупного авторитета.

Если ваши игроки имеют возможность видеть вас, добавьте к манере речи и голосу ещё жестикуляцию и получите мощный инструмент воздействия на игроков. Напоследок ещё два аргумента работать над лексикой, манерой речи и голосом персонажей в игре. Во-первых, это прекрасный способ обратить на непися внимание игроков, когда они гудят, галдят, обсуждают какую-нибудь ерунду или вообще болтают между собой вне игры. Услышав новый сильный голос и нехарактерную для вас манеру речи, они, вероятней всего, замолкнут и обернуться к вам. Во-вторых, это отличная возможность прокачать свои социальные навыки, только lvl-апнитесь вы не в игре, а в жизни. Саморазвитие!

Потенциальные вопросы мастеру:

— Как NPC говорит? Какой у него голос?

— Что он говорит? Какие речевые методы воздействия использует?

— Какая у него манера речи? Какой лексикон?

5 — Минута славы для NPC

В приключении персонажи мастера обычно играют второстепенную роль, справедливо уступая место под софитами персонажам игроков. И это совершенно правильно, ведь иначе вы рискуете играть сами с собой (вряд ли ваши игроки выдержат беседу между двумя NPC этак на час игрового времени). У многих мастеров даже важные неписи, постоянно сопровождающие героев приключения, никогда не выходят на первый план. К сожалению, иногда из-за этого у игроков может создастся ощущение ненужности и бесполезности вашего неигрового персонажа. «Скорей бы он сдох, таскается за нами и постоянно что-то требует, при этом от него никакой пользы!» — примерно так можно выразить отношение игроков к такому NPC. Чтобы исправить положение, вы можете дать спутнику героев раскрыться, блеснуть своими талантами, на минуту выскочить на сцену и сделать что-то действительно важное для сюжета. Причём этот момент может быть как запланированным, так и случайным — например, NPC может помочь, когда вы видите, что игроки явно сбились с пути или заткнулись в продвижении по сюжету.

Очень классно этот приём использовать, когда игроки сталкиваются с каким-то действием, которое не представляет для них интереса (да, такое, к сожалению, бывает). Например, вы запланировали проходное боевое столкновение с гоблинами (ну, вдруг вы посчитали, что это будет очень интересно — просто перебить гоблинов… конечно, любую сцену можно сделать необычной и оригинальной, но это отдельная тема, а вы, допустим, просто воткнули эту сцену, чтобы задержать игроков). И вот, пока все кидают инициативу и достают оружие, вы видите постные рожи ваших игроков, а один из них даже говорит: «Как же достали эти чертовы гоблины, когда они уже закончатся». И в этот момент вы понимаете, что сцена действительно будет скучной и пресной. И даже вам не хочется вести этот бой.

И тут со сковородой наперевес в кучку гоблинов влетает ваш партийный NPC (допустим, это повар, для которого вы должны добыть очень редкий вид мяса, чтобы он создал новый рецепт для императора). С необычайной яростью он начинает крушить одного гоблина за другим (не надо делать броски, просто расскажите красивую историю о том, что видят герои). Но вы никогда не видели вашего скромного повара в такой ярости. Что же с ним!? Оказывается, что именно эти гоблины украли его любимый набор ножей во время переезда год назад, да-да, он точно помнит наглую рожу вон того, с пробитой головой. Итак, все поражены и восхищены вашим героем, он наконец-то принёс реальную пользу, а вы положили в его копилочку ещё одну интересную историю, сделав повара более живым и интересным. Пусть на один краткий миг, но ваш NPC появился на сцене и побыл настоящим героем!

Потенциальные вопросы мастеру:

— В чём хорош ваш NPC?

— В какой ситуации он бы проявил свои лучшие качества?

— Зачем мой NPC нужен героям приключения? Не является ли он обузой?

Всего пять инструментов? И это всё?

Да нет, на самом деле. Просто этого достаточно для первой порции. Поэтому придётся оставить другие инструменты для второй части статьи. Из неё вы узнаете про тайные роли, личностное развитие, мотивацию и ещё кучу инструментов для создания интересного персонажа.

Тем не менее, уже эти пять приёмов при правильном использовании могут сделать ваших NPC по-настоящему живыми и запоминающимися.

Как я и обещал, в конце — ответы на вопросы подписчика. Спасибо за вопрос, который заставил меня собрать в кучу размышления о неигровых персонажах.

Как научиться разговаривать от лица неигровых персонажей?

Во-первых, понять кто такой и чего хочет NPC (см. пункт NPC-ы живут для себя, а не для героев). Отталкиваясь от этого продумать его лексикон и о чём он примерно может говорить с героями (см. пункт На кармане в натуре голяк). Если вы не уверены в себе, то напишите пару фраз, которые могут вам пригодится на игре и проговорите их (если нужно — сделайте это несколько раз), стараясь максимально воссоздать жестикуляцию, голос и манеру речи. Если вы хотя бы попытаетесь повторить это в игре, ваш NPC станет для игроков запоминающимся. Единственное, что вам нужно, это переступить внутренний барьер и на время игры дать раскрыться вашим актерским способностям.

Резюме: нужна подготовка и тренировка (или способности к импровизации).

Нужно ли прописывать шаблонные фразы?

Иногда я так делаю, но достаточно редко. Шаблонные фразы нужны в первую очередь для вашей тренировки и уверенности в своих силах при отыгрыше. Это как основа, на которой будет легче выстроить всю речь персонажа. Но даже не думайте воткнуть одну прописанную фразу дважды в одной и той же партии (персонаж получится заскриптованным, как в компьютерной игре). А вот какие-то речевые обороты — пожалуйста. Это наоборот сделает NPC узнаваемым. В каких случаях стоит прописать речь NPC заранее? Только тогда, когда эта речь имеет действительно важное значение для сюжета, и вы не уверены, что на импровизации сможете донести до игроков всё, что требуется.

Резюме: в обычных ситуациях шаблонные фразы прописывать не нужно, лучше работать над навыками импровизации.

Материал создан для творческой студии Ядлиар | Автор: Lucky kobold

Оригинал: https://vk.com/@yadliar-delaite-interesnyh-npc-ili-zhivite-dalshe-v-proklyatom-mire